Камаритдин Артыков. Статьи разных лет

«Тайна» на сцене

Художник и время – тема вечная. Не случайно в спектакле «Тайна», посвящённом Амадео Модильяни, это тема возникает почти с буквальной наглядностью. Хрупкая девочка в глубине пространства сцены своими руками – стрелками метит время. Оно то бежит стремительно вперёд, то, как во сне, в тумане, в миражах воспоминаний, может двинуться вспять…
Лилия Севастьянова – и автор, и одна из главных исполнительниц своих замечательных танцевально – пластических опусов. В спектакле «Тайна» есть и вокальная партия. Средневековье и Возрождение витали над «Грехом молчания». Богема, Париж конца ХIХ начала ХХ века возникли в «Тайне».

Я перечислю только имена Генри Миллер с его знаменитым романом «Тропик рака», Анри Матисс, Фернан Леже, Пабло Пикассо, Анна Ахматова – Ваше право вспомнить иных. Ах, да, «Монпарнас 19» с Жераром Филиппом, Аннук Эмме. И, конечно, сам Модильяни – Моди.
Достоинство спектакля – когда мир Ваших воспоминаний (или представлений – как хотите) начинает оживать, а ассоциации радуют трогательными совпадениями.

Пространство спектаклей Лилии Севастьяновой – это ещё и пространство Вашей памяти и Вашей духовности. Лилия Севастьянова владеет секретом их оживления. Звуками, сценическими композициями, иногда, статичными или движущими вспять. Редко они танцевальны. В «Тайне» есть почти «народная» версия танцующих мальчиков Матисса. Иногда картинки и композиции удачны стопроцентно. Иногда, кажется, подводят детали. Но это тема профессиональных «разборок». Главное что в Лилии Севастьяновой и в её театре поражает, — это убеждённость в том, что редкая и дорогая сердцу эстета заморская культура театра современного танца приживётся и даст плоды. Удачи Вам господа!

«Молодёжь Узбекистана»
22 марта 1996г.

Когда всё сказано без слов (спектакль «Грех молчания»)

Театр пластической драмы Лилии Севастьяновой поначалу сложился как самодеятельная группа при Дворце культуры авиастроителей по сути своей и по форме являясь экспериментальным.

Лилия Севастьянова – великая труженица, фанатично преданная идее. Училась сама и учила своих артистов искусству. По крохам собирала свой театр, который сама же во многом и придумала. Делала это с энтузиазмом и упорством, которые не могли быть незамеченными. Они привели, в конце концов, её с единомышленниками под крышу театра им. М. Горького. Здесь на малой сцене состоялась первая официальная премьера.

Чёрный настил. Такие же стены. Вдоль них чёрные рамы высоких готических окон. Три тяжёлых с высокими спинками стула, опять же, как бы из средневековых монастырей, и у самого задника три установленных штанкета. Это всё сценическое пространство, где происходит необычное действие, названное авторами «Грех молчания». Намёки, подсказки, неопределённость – это тоже принцип. Всё в этом спектакле рассчитано на свободные ассоциации, воспоминания зрителей.

Не претендуя на точность формулировок, которые в рассказе о такого рода постановках не могут быть одинаковыми даже у двух зрителей, мы всё же попытаемся дать условные заголовки-обозначения. Скажем, к примеру, что в спектакле идёт речь о Творчестве, Отчаянии, Мечте, Счастье, Скорби, Умиротворении.

Как в течение часа можно обо всём этом сказать? Вообразите себе можно, Не произнеся при этом почти ни слова. Только в одной миниатюре слышен едва уловимый шёпот исполнительниц. Каждый зритель в застывших картинках увидит то, что захочет увидеть. Вспомнит, вероятно, своих любимых художников. Вспомнит балерин Дега или белокурых инфант Веласкеса, лики и позы женщин Пикассо, или…

Если наложить эти видения на музыку Пьяццоллы, то в призрачном переплетении видений возникают целые истории о судьбах трёх женщин. Конечно же, в спектакле есть Он. Юноша-мечта, юноша-греза, реальный муж, изменник или воплощение мечты и мук любви. Заканчивается спектакль эпизодом примирения с судьбой, умиротворением, временем, когда можно предаться воспоминаниям.

Авторы спектакля определили этот жанр как «Данс контампорен», что означает современный танец. В Европе и в мире много коллективов, работающих в этом направлении. Но «Данс контампорен», как правило базируется на танце модерн. И в этом смысле театр Лилии Севастьяновой стоит скорее особняком. Долгое время существовал театр пластической драмы Гедрюса Мацкавичуса. Традиции его оказали известное влияние на многие маленькие труппы, подобные Л.Севастьяновой.

Труппы данного направления большей частью неформальны. Они как бы сильно ориентированы на литературу, на традиции нашего театра. Возможно, в какой то мере сказалось участие в постановке и режиссёра драматического тетра им. Аброра Хидоятова Е. Волобоева.

Известно, что искусство, и театр в частности, оказывают на зрителей психотерапевтическое воздействие. Спектакль «Грех молчания» в известном смысле можно воспринимать как своеобразный сеанс пластикотерапии. Лилия Севастьянова «говорит» без слов. Она раскрывает души.

«Народное слово», 8 июня 1993 года

Сочинения на тему человечности

Театр движения «Лик» Лилии Севастьяновой отметил своё 25- летие! Эта дата, которая, может, кажется невероятной для любого не государственного театра, театра студийного типа, сама по себе, уже основательный повод для серьёзных искусствоведческих публикаций и исследований. Но и каждый отдельный спектакль этого уникального, на наш взгляд, театра, не может оставаться без достойного внимания и специально им посвящённых разговоров, что собственно, и происходит в кулуарах и до и после представлений, но почему-то на деле написанных и опубликованных серьёзных статей не так много. Описав последнее по времени «сочинение» Лилии Севастьяновой и связанные с ними впечатления, возможно, нам удастся, в некоторой степени, восполнить это досадное упущение.
Биография театра «Лик» с некоторых пор делится теперь на два этапа. Где-то в 2002 году в театре появились молодые люди с ограниченными возможностями. В реальной жизни степень физических и умственных возможностей этих молодых очень разная, но сцена, искусство театра многое изменило в их жизни…

Говорят участники спектакля:

Вероника Казанцева, 23 года: «Для меня участие в спектаклях – огромная радость. Раньше я практически ни с кем не общалась. А теперь у меня появились друзья, общение, открылся новый мир».

Вика Кузнецова, 16 лет: «Когда я пришла в театр, то сразу поняла, что это моё родное. В обыденной жизни я чувствую себя не очень уютно, так как мой рост всего 135 см. А на репетициях и спектаклях я полностью забываю о своих комплексах и чувствую себя «на высоте».

Илья Останин, 17 лет: — «Заниматься в театре для меня это – танцевать душой, Здесь я попадаю в совершенно особый мир»

Это признания участников спектакля «Импровизация на темы жизни» они приведены в програмке, изданной к выпуску спектакля. Признаний, высказываний исполнителей ролей гораздо больше они бесхитростны и искренни. И что – то в них такое сокровенное, что подделать и придумать невозможно, такое, может, изредка прорывается на страницы школьных сочинений. Возможно именно эти строки, или какие иные разговоры, что происходят в каждодневной жизни этого необыкновенного театра, стали «первым шагом» в рождении спектакля. Потому что, очевидно, что «Импровизации…» — спектакль о них самих, о тех, кто работает в этом театре, вернее, о тех, кто живёт этим театром и тех, кто в нём творит. В театре движения «ЛИК» Лилии Севастьяновой, кажется, нет ничего, что придумано специально. Спектакль как бы продолжает внутренние монологи своих участников, воплощает в реальность их мечты и их ожидания.

О силе искусства мы привыкли говорить в неком метафорическом смысле, чаще в переносном смысле, но применительно к театру «ЛИК» и к его обитателям это понятие может приобретать и буквальный, и мистический, и фантастический смысл, и даже целительный. Искусство в театре «ЛИК» не – работа и не — профессия, и даже не –призвание, — это возможность летать, возможность говорить и возможность двигаться, и что всё это вместе может придавать жизни некоторых молодых людей, оказавшихся в этом театре самыми неожиданными путями, существенный смысл. Тот самый «завтрашний день», которого у многих до прихода в этот театр просто, как бы, и не было или он было очень сумрачным и печальным.

До прихода в театр Лилии Севастьяновой молодых людей с ограниченными возможностями – труппа жила «другой жизнью», другие задачи и другое содержание деятельности театра. И актёры театра были нацелены на иные задачи как художественные, так и просто человеческие. И многое преуспели в том «давнем» качестве театра современного танца и пластики. В нём выросли мастера своего, редкого, для нашей Ташкентской театральной жизни жанра. Это были «танцы, написанные в прозе» или танцы, написанные белыми стихами. Движение и танец действующих лиц в театре Лилии Севастьяновой вырастают из обыденности, из конкретных житейских ситуаций и «разбегаются», «набирают скорость» и могут «возноситься»! Несмотря на то, что герои этих спектаклей вполне земные существа: ни эльфы и не сильфиды.

Часто сочинения Севастьяновой ссылаются на известные картины или же являются некими парафразами произведений художников. Но пересказанные узнаваемыми пластическими «репликами» известные сюжеты картин могут становиться органической частью совершенно новых театральных постановок. Спектакли Лилии – это ещё и некий познавательный экскурс в историю культуры и искусства. Здесь Вы можете узнать и «узреть»: А.Модильяни и М.Шагала, Б. Э. Мурильо и Эль Греко, и О.Родена…

Теперь композиции театра «Лик» строятся на «вознесении» совсем другого рода. Оно осязаемо возникает из человеческих недугов, житейского неустройства, ошибок природы и просто неурядиц! Театр в этой ситуации оказывается ещё гораздо ближе к своей истинной ипостаси замечательного Мага и Волшебника!

В театре Лилии Севастьяновой все мирские «неисправности» естественно и красиво выправляются. И молодой человек, который сейчас ещё прикован к инвалидной коляске, и не умеет говорить, доверчиво тянется к своему партнёру по сцене, кладёт ему голову на плечи и начинает своё трудное, но немыслимо впечатляющее – сначала восхождение, а далее полёты наяву…
Возносятся все! И те, кто не видит, и те, кого природа обделила ростом, и те, кто двигается с трудом, и те, кто на сцене и те, кто в зрительном зале. Все сочувствуют и внутренне и наяву поднимаются с тем юношей, что только что сидел в коляске, а сейчас, расправив крылья, парит над всеми…
Такие мгновения единения и совместных полётов – праздник!.. и почти будничные уроки человечности от Лилии Севастьяновой и её театра «ЛИК».

Апрель 2008 г.