Круженье счастья в потоке танца и… мечты

Едва слышно, почти не дыша, растаяло в свете прожекторов и безумно красивого Шопеновского вальса движение тонкой, почти прозрачной девичьей руки… Сначала несмело и робко, а затем все увереннее набирали силу неописуемо грациознейшие и изысканейшие танцевальные па хрупкой балерины — девочки-подростка с особенностями развития. Жесточайшая болезнь безжалостно скрутила суставы, и их неестественная неподвижность особенно резко выделялась на фоне другой — уже здоровой — балерины. Но две девушки были одинаково прекрасны на сцене. Потому что музыка и танец — движения прежде всего сердца и души — ещё раз доказали, что могут до неузнаваемости преображать наше, такое бренное, естество…

О театре движения «ЛИК», собравшем в своём составе актёров не только физически здоровых, но и с особенностями развития, мы уже писали в нашем издании. Но на его спектакле «Белые чайки над синим озером», кстати, являющимся началом нового, поддержанного Швейцарским бюро по сотрудничеству проекта «Популяризация театрального творчества людей с особенностями развития в детской и молодежной среде», нам довелось побывать впервые. И впечатление — удивление от непривычного зрительского ажиотажа. зал был переполнен, служащие не успевали вносить дополнительные скамейки и стулья, но с первыми тактами музыки, несмотря на нестерпимую духоту и плотность зрительской массы, воцарилась необыкновенная тишина. На сцене происходили настоящие чудеса.

Только танец, только музыка, только движение… Так мало, оказывается, нужно, чтобы нарисовать… мечты… Камерные картинки счастья… Они были самые разные, и их было много. Но разве счастья может быть много?! Кружились в вихре вальса прекрасная девушка и… сидящий в инвалидной коляске паренёк: разве можно перестать ему мечтать обрести — нет, ни в коем случае не унизительную жалость к своему положению — окрыляющую, настоящую любовь? В их неравном, но только на первый взгляд, дуэте было столько неземной красоты и нежности, что перехватывало дыхание. А от картины тихого семейного счастья — родителей и ребёнка — кажется, что начинаешь возноситься чуть ли не на седьмое небо. И уже неважно, что кто-то из них тяжело болен, потому что становится не главным, в отличие от того, есть ли любовь в семье, или её нет…

Девушка с особенностями развития… в белоснежной балетной пачке… И её несмелые, робкие па не менее прекрасны и возвышенны, потому что танцует она их своим сердцем… Забавные юнги — будущие морские волки — лихо натирают палубу судна. Их будущее так прекрасно:белоснежные лайнеры, на котороых им — бесстрашним капитанам — предстоит бороздить бескрайние морские просторы! А о чём же ещё, как не об океане, не о белокрылых чайках и кораблях могут мечтать мальчишки, пусть даже и в инвалидных колясках? Остановись мгновенье, ты прекрасно…

Исполнителям хочется побольше задержаться в стихии танца и музыки, чтобы запомнить себя в них не немощными, а полными жизненных сил и устремлений, а нам, зрителям, чтобы ещё раз пережить, сорадуясь танцорам, вместе с ними такой сладостный миг победы. Над обстоятельствами. Над собою. Над судьбой…

Некоторые зрительские комментарии:

Идель Турдалиев, сотрудник страховой компании:
— Пока смотрел спектакль, не мог удержаться от слез… Мне не редко доводилось видеть таких людей, как их называют, с особенностями развития — никому не нужных, брошенных близкими на произвол судьбы… Спектакль показал, какими они могут быть на самом деле — одухотворенными, счастливыми… И в этом им так нужны наше участие и поддержка. Мы должны помнить об этом всегда…

Камолетдин Артыков, театровед:
— С театром «ЛИК» я знаком давно. Только Лилия Севастьянова (от ред. Лилия Севастьянова, руководитель театра) может создать вокруг любого человека атмосферу, в которой он начинает созидать! Все эти ребята, что находятся на сцене, — с особенностями развития, почувствовали вкус творчества. Это их окрыляет… Что в свою очередь производит сильнейшее впечатление на зрителя: человек, который был болен и одинок, оказавшись на сцене, ощущает себя не просто полноценным человеком, а творцом! В постановках «ЛИКа» ни один исполнитель не кажется лишним, всё поставлено чрезвычайно органично и созвучно… Рад, что их творчество привлекает всё больше и больше людей, заставляя задумываться о высших человеческих ценностях…

P.S. В 2007 театр движения стал лауреатом III Всероссийского фестиваля особых театров «Протеатр» в Москве. В 2008-м он получил национальную премию «Ильхом» в номинации «За честь и достоинство в искусстве». Спектакли театра дарят добро и свет нам, зрителям, и самим актёрам — детям и подросткам с особенностями развития. Но… увы, у них до сих пор нет солидного генерального спонсора. Так легко ли тянуться к свету?!

Лина Ди.