Лики доброты и надежды

3 декабря во всех странах мира отмечается Международный день инвалидов, провозглашенный Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 году, в целях привлечения внимания к проблемам людей с ограниченными возможностями, защиты их достоинства, прав и благополучия. Эту благородную миссию в течение многих лет, причем не на словах, а на деле, осуществляет замечательный творческий коллектив «Театр Движения ЛИК», основателем и художественным руководителем которого является Лилия Павловна СЕВАСТЬЯНОВА.

— Лилия Павловна, «Театр Движения ЛИК» уже достаточно известный коллектив. Расскажите, пожалуйста, как он возник и почему получил такое название?

— Нашему театру уже 28 лет, он был создан в 1982 г. как молодёжный ансамбль современной хореографии и пластики. Первые годы мы искали свой сценический язык, поставив несколько экспериментальных спектаклей, в которых старались соединить волнующие нас темы бытия и новые танцевальные формы. Постепенно пришли к пластической импровизации, на основе которой и создаём все спектакли. В 90-е гг. театр участвовал во многих международных фестивалях, а также стал инициатором нескольких узбекско-французских театральных проектов в Узбекистане и во Франции. Посещая зарубежные страны, я обращала внимание на то, как много людей с ограниченными возможностями можно встретить на улицах, в музеях, в театрах. Произошло и несколько личных встреч с ними, что тоже повлияло на дальнейшую судьбу нашего театра. Например, в Авиньоне ко мне подъехал парень на коляске и стал что-то доверительно рассказывать, а некоторые спектакли фестиваля в Экс-ан-Провансе были показаны на сцене театра психиатрического госпиталя. Пациенты этого госпиталя могли свободно заходить на репетиции, общаться с актёрами. Тогда меня это очень обескуражило и даже испугало, но в то же время заставило задуматься и вглядеться в лица этих людей, которые казались мне обитателями какой-то другой планеты. Надеюсь, что сейчас наши спектакли помогают многим справиться с таким психологическим барьером, который пережила я сама. Я вижу, как после каждого представления зрители подходят к нашим актёрам, продолжая диалог, возникший во время спектакля уже в реальной жизни. Именно многолетний опыт в области импровизации позволил театру начать работу с инвалидами. Первый практический шаг на этом пути был сделан в 1996г. во Франции, где я проводила «ателье танцевальной импровизации». Среди моих стажёров оказалась девушка, передвигавшаяся на костылях. Её участие в итоговом спектакле поразило всех зрителей, а для меня явилось подтверждением того, что в по-настоящему одухотворенном театре зритель «видит» актёра на уровне души, как бы «сквозь тело». А это значит…, что даже в танцевальном спектакле может участвовать человек с несовершенным телосложением. Положительный опыт во Франции вдохновил продолжить поиски в Ташкенте. Сначала были занятия с ребятами в Клубе реабилитации и интеграции детей инвалидов (КРИДИ) и в Центре «Умидворлик». Постепенно профессиональные актеры «Театра движения» стали поддерживать меня в этой области, и мы стали создавать совместные постановки. Таким образом, в 2002 г. и родился «Театр движения Лик» в новом интегрированном качестве. Лик — на старославянском означает лицо. Но в слове лик больше глубины и основательности, думаю, от него произошло и слово личность. А мы как раз и стараемся показать в наших спектаклях то, что каждая личность уникальна и прекрасна, независимо от состояния здоровья и социального положения.

— В чем концепция театра «ЛИК», его творческое кредо?
— Думаю, что главный принцип режиссёра в работе с инвалидами (хотя я убеждена, что это должно быть основой творчества с любыми людьми) — не навязывать им свои идеи, придумки и искусственные приёмы, а, напротив, «идти» от конкретного человека, от его индивидуальных дарований и особенностей и, в целом, от его жизни. Именно красноречивый жест участника нашего коллектива Валеры восемь лет назад дал толчок для постановки первого нашего интегрированного танца — танго. А «балетные» руки Сашеньки подсказали поставить вальс Шопена. Незрячая Ирина «продиктовала» финал «Импровизаций на темы жизни»: не способная сделать и нескольких шагов без помощи других, своим «внутренним зрением» она объединила всех участников спектакля в этой сцене.

— Как формируется репертуар Вашего театра?
— В интегрированном составе созданы спектакли: «Мне снится, что я хожу…» (2004 г.), «Праздник радуги» (2005 г.), «Импровизации на темы жизни» (2006), «Белые чайки над синим озером» (2007), «Отражения» (2009) и другие. Драматургия, темы и названия всех спектаклей театра не придуманы, а взяты, как я уже отметила, из реальной жизни. Хореография также не сочиняется, а рождается в процессе танцевальной импровизации, когда внутреннее единение и взаимодействие таких разных актеров находят воплощение в «говорящих» жестах и движениях. В процессе репетиций выявляется столько жизненных сюжетов и ситуаций, что нет необходимости заимствовать драматургию, она возникает на основе живой работы и реальной жизни наших участников. Мне остаётся только держать руку на пульсе коллектива, чтобы почувствовать, куда «выводить» новый спектакль.

— Расскажите, пожалуйста, о членах Вашего коллектива. Кто они, откуда пришли?
— В настоящее время коллектив объединяет около 40 человек. Более 20-ти из них — молодые люди с физической и умственной инвалидностью: «колясочники», глухонемые, ребята с ДЦП, с олигофренией и синдромом Дауна, с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата и т.д. Все пришли по-разному: Ольга Останина и Виктория Гордиенко в театре со дня его основания, т.е. уже 28 лет. Они начали заниматься, когда были ещё школьницами. Сейчас на своей основной работе они состоявшиеся хореографы и педагоги, а в нашем театре — главные мои помощники. Их дети — Илья и Людмила, можно сказать «выросли» в театре, так же, как Камила и Фарид Шамсутдиновы, Камила Мухамедшина, Барчиной Караматова. Все они сочетают работу или учёбу с занятиями в театре, где не только сами постоянно совершенствуются, но и с большой любовью помогают в этом своим сверстникам с инвалидностью. Когда, 10 лет назад, я начала вести занятия в КРИДИ и в центре «Умидворлик», там было несколько таких ребят. Самые активные из них — Света Пак, Глеб Макаров, Ваня Кириллов до сих пор с увлечением занимаются и в каждом спектакле открываются по-новому. А такие, можно уже сказать зрелые актёры, как Юлдуз Бабамухамедова, Наргиза Бакирова, Валера Коган, Саша Плотникова, Зарина Рашидова, Вика Кузнецова достигли высокопрофессионального уровня, несмотря на все сложности, которые им приходиться преодолевать каждую секунду своей жизни. Но даже те ребята, которые пришли в коллектив совсем недавно, достаточно быстро включаются в творческий процесс. Во многом такой прогресс происходит благодаря тому, что инвалиды рука об руку занимаются с профессионалами и здоровыми сверстниками. Очень важно, что они попадают в уже существующую мощную творческую среду, в поток, который их увлекает, активизирует и подтягивает к своему уровню.

— Что нового произошло в жизни театра в последнее время?
— Совсем недавно, в конце сентября, наш театральный коллектив принял участие в Четвертом Всероссийском фестивале особых театров «Про-театр», который проходил в Москве. В течение фестивальной недели на сцене театра ГИТИС были представлены лучшие спектакли особых театров из разных стран. С большим успехом мы показали спектакль «Отражения». Бурные аплодисменты зала долго не отпускали наших актёров, заставляя занавес открываться несколько раз. Жюри фестиваля присвоило нам звание Лауреата, а его председатель — известная актриса театра и кино Ольга Остроумова пришла за кулисы и поблагодарила нас за серьёзную работу. Надо сказать, что мы являемся Лауреатами уже нескольких интегрированных фестивалей. Также мы получили приглашение от Комитета по социальной политике правительства г. Санкт-Петербурга выступить на гала-концерте международного фестиваля «Звезда надежды», который соберёт 4 декабря в городе на Неве творческие коллективы, работающие в разных жанрах.

— Может ли человек с ограниченными физическими возможностями, без актерского образования, но обладающий огромным стремлением к искусству попасть в Ваш театр. По каким критериям Вы отбираете артистов?
— Мы никогда никого не отбирали. Напротив, всех, кто приходит в театр, принимаем и обучаем. Основной курс обучения проходит по нашей авторской методике «пластической и танцевальной импровизации». Также ребята учатся основам классического, народного танцев, ритмике и многому другому. Все наши интегрированные проекты подтверждают результативность именно совместного творчества инвалидов и обычных людей.

— Ваши пожелания накануне Международного дня инвалидов.
— Проработав уже десять лет с ребятами, имеющими инвалидность, я не перестаю удивляться их разнообразным богатым дарованиям, их воли к жизни и творчеству. Хотелось бы пожелать, чтобы с каждым годом становилось всё меньше физических и психологических препятствий, которые отделяют инвалидов от остального об щества. И поблагодарить всех людей, кто прикладывает к этому свои силы и средства, кто поддерживает «Театр движения Лик» в его творческой деятельности и в поездках за рубеж, тех, кто помогает другим людям с ограниченными возможностями.

Также с удовольствием приглашаем всех желающих на наш спектакль, который по случаю Дня инвалидов будет представлен на сцене Академического русского драматического театра Узбекистана 8 декабря в 17 ч, вход свободный.

Беседовала Зухра КУРБАНБАЕВА
HUMO №48