Лики ЛИКа. Интервью с артистами театра
В 2009 году интегрированным Театром движения ЛИК под руководством Лилии Севастьяновой в сотрудничестве с Программой по Культуре и Искусству Швейцарского Бюро по Сотрудничеству (ШБС) был осуществлён проект «Популяризация спектаклей с участием людей с особенностями развития в детской и молодежной среде». В ходе реализации этого проекта было восстановлено и представлено публике пять запланированных спектаклей и поставлен один новый пластический миниспектакль с использованием текстов на французском языке.
За минувшее время в жизни театра и его руководителя произошло много интересных событий. Так, спектакль «Азимут» был показан в Москве в рамках IX Международного Фестиваля «Четыре элемента» (музыка, кино, театр, традиция), в конкурсе «Этника». Спектакль «ОТРАЖЕНИЯ» получил высокую оценку, как зрителей, так и жюри, присвоившего театру звание Лауреата на Четвертом Всероссийском Фестивале особых театров «Протеатр» (www.proteatr.ru). Фрагменты из спектаклей «Азимут», «Импровизации на темы жизни» и «Белые чайки над синим озером» были представлены на Гала-концертах фестивалей «Звезда надежды» и «Жестовое искусство» в г. Санкт-Петербурге. Художественный руководитель «Театра движения Лик» Лилия Севастьянова приняла участие в интенсивных летних курсах по интегрированному танцу, которые проводили Йорг Кох — преподаватель Университета им. Дж. Вашингтона в Сиэтле и «AXIS DANCE” Company в Оклэнде (США). А в конце 2010 года Лилия Севастьянова провела Мастер-класс в Баку (Азербайджан) в рамках проекта «Инвалидность и искусство: путь к успеху», организованного азербайджанским Центром Развития и Поддержки «Независимая Жизнь» и Организацией Помощи Детям с инвалидностью «Мушвиг».
На сайте театра был открыт новый раздел – теперь поклонники творчества «Театра движения Лик» из разных стран могут посмотреть видеофрагменты из нескольких спектаклей разных лет на www.youtube.com Мы решили вернуться к проекту 2009 года по нескольким причинам. Нам было интересно узнать, что думают о проекте его участники – артисты с особенностями развития и без них, которые выходят на сцену в составе труппы ЛИКа, а также их преподаватели и родители. Ребятам и взрослым были предложены пять вопросов:
1. Как давно Вы сотрудничаете с театром ЛИК?
2. До встречи с Лилией было ли желание и возможность выходить на сцену?
3. Какой спектакль театра ЛИК Вам наиболее близок и почему?
4. Вы принимали участие в проекте «Популяризация спектаклей с участием людей с особенностями развития в детской и молодёжной среде». На Ваш взгляд, насколько успешным был этот проект? Кто получил от него пользу?
5. Должен ли этот проект иметь продолжение?
Александра Плотникова
С театром движения Лик я знакома уже около 5 лет. Меня пригласили на спектакль, в котором принимали участие наши знакомые, а мне так понравилось, что я решила попробовать. Попробовала и узнала, что это так интересно! Сейчас театр это частичка меня, моей жизни. Это удивительное место, которое объединяет нас, таких разных и в то же время очень близких. Это место, где я могу высказать то, что беспокоит меня на сегодняшний день больше всего (при этом я уверена, что меня обязательно поддержат и помогут с этим справиться, найти выход), могу поразмышлять о высших ценностях и самое главное — выразить себя. Я считаю, что самовыражение — основная причина появления искусства. Я немного рисую, люблю делать что-то своими руками, стараюсь быть активной и в учебе. До того, как я начала заниматься в театре, я принимала участие в различных детских праздниках, где можно было примерить на себя чей-то образ; часто мы подготавливали в школе выступления для родителей и учителей; однажды летом я с ребятами устроила выступление-концерт в своей махалле, зрителям понравилось. Мне всегда было это интересно.
Из тех спектаклей, в которых я принимала участие, мне сложно выбрать какой то один — для меня они все близки, в них всех есть моё «я». Например, в «Белых чайках над синим озером» я рассказываю о своей мечте стать балериной; в «Отражениях»- учусь у искусства не отчаиваться и не опускать руки, а в «Празднике радуги» я играю своего любимого героя из сказок — Пеппи Длинный Чулок, на которого, как мне говорят, я немного похожа.
Мне очень нравится музыка, которую подбирает для нас Лилия Павловна. Всегда она старается выбрать такую мелодию, которая отражала бы наше состояние души. Музыка для нас — это тоже партнер.
Я участвовала в проекте «Популяризация спектаклей с участием людей с особенностями развития в детской и молодежной среде», непосредственно участвуя в спектаклях театра. И считаю, что это очень нужный проект. Много людей узнало о нашей работе, о том, что есть такие люди, которые, несмотря на обстоятельства, не отчаиваются и способны создавать такие произведения искусства.
А на счет пользы… Мои знакомые, которые побывали на наших спектаклях, говорили что после посещения наших спектаклей они изменили свои приоритеты в жизни, посмотрели на неё с другой стороны. Кому-то наши спектакли дарят веру в себя, в жизнь, в светлое… Разве это не чудесно?
Каждый спектакль дарит большой заряд положительных эмоций, как зрителям, так и актерам. Когда стоишь на сцене, и тебе аплодирует, стоя, весь зал, когда ты видишь, что в зале не осталось свободных мест, и ты понимаешь, что они все тебя поддерживают и готовы поделиться своим теплом — это ни с чем несравнимые минуты!
Я считаю, что такие проекты нужны, очень нужны. Высказывания зрителей говорят сами за себя:
- «Посмотрев ваши спектакли, я становлюсь чуточку добрее к себе и окружающим»,
- «Я не просто смотрела, я радовалась и переживала вместе с вами. Это ощущение трудно передать, его можно только почувствовать… это прекрасное чувство, чувство радости, после спектакля. Всегда становится легче и, действительно, начинаешь ценить жизнь по-новому…»
С другой стороны, внимание к нам, подталкивает и нас к новым начинаниям, к новым творческим поискам. Мы можем совершенствоваться, создавая новые спектакли.
Камила Шамсутдинова
В театр движения ЛИК я пришла, когда мне было 9 лет. Любовь к сцене у меня с самого детства, но впервые на большой сцене я выступила только в составе театра ЛИК. Каждый спектакль мне близок. Они все разные, но над каждым мы очень усердно работаем, в каждый спектакль вкладываем частичку своей души.
Да, конечно, я участвовала в проекте «Популяризация спектаклей с участием людей с особенностями развития в детской и молодёжной среде». Этот проект проводился для привлечения внимания людей, в частности, современной молодёжи к нашему искусству. Так как я сама отношусь к молодому поколению, считаю проект очень правильным и нужным! Особенно в наши дни, ведь сегодня многие интересуются только развлечениями. В наших спектаклях мы всегда ищем соприкосновение с высокой духовностью, говорим о стремлении к идеалу, совершенствовании жизни и сохранении духовных ценностей. Я считаю – это главное, что нужно стараться сохранить!
Нет никаких сомнений в том, что этот проект должен быть продолжен.
Людмила Гордиенко
В Театре я занимаюсь уже 10 лет, начиная с того момента, как я поняла, что мне необходима творческая реализация. Я выросла на спектаклях Театра ЛИК, которые сначала ставились только на профессиональных танцовщиков. Меня восхищали выступления, моя мама, Виктория Гордиенко, брала меня на все спектакли, и я впитывала ту атмосферу, которая царила в зале и на сцене. Конечно же, хотелось танцевать и двигаться так же, как это делали профессионалы. И вот так я тоже стала частичкой Театра.
Я люблю все наши спектакли, потому что они наполнены живыми эмоциями, радостями и разочарованиями, переживаемыми в момент их создания. Но самым близким и любимым я бы назвала «Белые чайки над синим озером». Спектакль получился легким, воздушным, светлым. Он дает возможность понять, что никогда не поздно начать все с чистого листа, что серые будни может скрасить близкий человек, находящийся рядом и незаметный нами. И совершенно не важно, есть ли у него особенности развития, здоров ли он, какой он национальности и веры исповедания. Самое главное в нем – это уникальность души, способной понять и поддержать тебя. В этом спектакле у меня есть дуэт с Валерой – молодым человеком в инвалидной коляске. Не имея возможности двигаться, он танцует, танцует душой и сердцем. Я помогаю ему, он помогает мне, и в результате между нами получается живой диалог, стирается грань между физическими особенностями нашего развития.
Конечно, проект «Популяризация спектаклей с участием людей с особенностями развития в детской и молодёжной среде» должен иметь продолжение. Ведь такие проекты объединяют всех, кто желает творить, созидать, независимо от физических особенностей развития…
Илья Останин
Я работаю в Театре движения ЛИК уже шестой год. Для меня не существуют близкие или дальние спектакли, потому что во всех спектаклях присутствует какая-то часть нашей души и внутренней работы…
Что касается проекта «Популяризация спектаклей с участием людей с особенностями развития в детской и молодёжной среде», то мы не можем говорить, что он может помочь всем, но то, что есть очень большой прогресс в общении, работе, интересах между людьми — это бесспорно. Да, разумеется — проект должен иметь место быть!
Виктория Гордиенко (преподаватель Театра движения ЛИК и мама Людмилы Гордиенко)
Я, так же как и Ольга Останина, в театре Лик вот уже скоро 30 лет, практически со дня основания тогда еще танцевального коллектива ДКТА. Из наиболее интересных для меня спектаклей могу выделить несколько. Это «Вокзал», «Прошение», «Азимут», где мы работали самостоятельно, еще без детей с инвалидностью, а также «Импровизации на темы жизни» и «Белые чайки над синим озером» уже с участием людей с особенностью развития. Почему? Объяснить невозможно. Может потому, что тогда, когда создавались и представлялись эти спектакли, мы, профессиональные актеры, являлись исполнителями, а в последнее время, в силу возраста, мы становимся больше педагогами и помощниками для детей. Не знаю. Я думаю, а вернее уверена, что залогом успешной деятельности театра является личностное начало, богатый внутренний мир его художественного руководителя – Лилии Севастьяновой. В каждом произведении искусства, во всем, что делает и создает человек, проявляется сущность автора. Так и детище Лилии – её театр, все спектакли, созданные на протяжении многих лет, проникнуты огромной любовью к человеку, к миру и к Творцу. Для Лилии Театр – это всё еще, как и положено, храм… Место, где происходит врачевание душ, поиск и обретение Веры и Надежды. Поэтому все ее творчество – это исповедь её и актеров театра, которая не оставляет равнодушных.
Проект «Популяризация спектаклей с участием людей с особенностями развития в детской и молодёжной среде», безусловно, должен иметь продолжение! Этоот проект дает возможность творческой реализации актерам с инвалидностью, их выходу на большую зрительскую аудиторию, их общению с другими людьми, что в их нынешней ситуации просто необходимо; для зрителей – не затвердеть душой, обрести надежду, и по достоинству оценить свои неограниченные возможности. Сотворчество детей с обычным развитием и с особенностями – это обретение толерантности и милосердия для одних и адаптации среди здоровых сверстников для других.
Наталья Плотникова (мама Александры Плотниковой)
В театре ЛИК Саша занимается около 5 лет. Ей по состоянию здоровья нужно было постоянно заниматься лечебной физкультурой, поэтому мы долго искали такое место, где бы ребенок мог получать дозированную физическую нагрузку. Но такого места не было, а самой заниматься дома ей не хотелось. И когда я увидела выступление участников театра, поняла, что это именно то, что нам надо. Обратилась к Лилие Павловне, чтобы она приняла в группу Сашу и нас приняли! Мы живем далеко – в Кибрайском районе Ташкентской области, сами возим на репетиции и спектакли дочку, но нас не пугает расстояние и время ожидания. Потому что театр стал для ребенка и для нас настоящей доброй семьей со своими традициями, совершенно особыми теплыми отношениями в труппе. 3 года назад у Саши был стресс, и она сильно заболела. Пока мы лечились, она могла только через интернет общаться с ребятами, которые старались поддержать её. И первое, что разрешили ей врачи – это не занятия в лицее, а посещение занятий в театре, как лучшее лекарство с положительными эмоциями. Я очень переживала – как она справится с тренажем – у неё была сильная одышка, она быстро уставала. Но Лилия Павловна включила её в ближайший спектакль. В одном из эпизодов Саша была в роли кинозвезды. И пусть на инвалидной коляске, которая была замаскирована под автомобиль, но она была, как настоящая звезда! В красивом наряде, шляпе с широкими полями, со статной осанкой, вокруг неё вились репортеры, поклонники. Это было такое эмоциональное действо! И Сашенька пошла на поправку. Вообще среди ребят и взрослых царят такие высокие моральные отношения, что мало, где можно встретить. Это становится для ребят духовной основой в жизни. Создается такой климат Лилией Павловной. Для всех она авторитет.
Все спектакли театра ЛИК люблю. Они все музыкальные, с интересными костюмами, с большим моральным смыслом. Особенно мне нравятся спектакль «Белые чайки над синим озером» и «Отражение». Первый — за очень красивые музыкальные номера, и именно с него началось Сашино возвращение к нормальной жизни. Такой романтикой веет от всех номеров, что забываешь о том, где находишься. A спектакль «Отражение» — много дал ребятам и нам родителям в плане познания итальянской культуры. Я помню, что сначала Лилия Павловна дала всем задание найти и изучить все материалы об итальянской жизни и культуре и выбрать, кем бы хотели они быть. Приносили на репетиции красивые иллюстрированные книги, журналы об Италии. Подготовительный этап всегда очень интересно наблюдать. Никому ничто не навязывается, все вместе обсуждают содержание, варианты, импровизируют и потом в итоге рождается ЧУДО – спектакль. В общем, кроме того, что участники театра учатся красиво двигаться и выражать через движение свой внутренний мир, они ещё и знакомятся с мировой культурой, национальными традициями.
Проект «Популяризация спектаклей с участием людей с особенностями развития в детской и молодёжной среде» был несомненно успешен, как и всё, чем занимается театр. Показ спектаклей, в которых участвуют люди с инвалидностью, формирует иное мнение о них, создает новый имидж – уважение к этим людям, а не просто жалость. У зрителей появляется другое отношение к жизни. Саша имеет много друзей в интернете и в жизни. На все спектакли она приглашает тех, кто живет в Ташкенте. Её как-то попросили пообщаться с парнем, имевшим проблемы отношений в семье, он долго был в депрессии. Саша немного пообщалась с ним до спектакля, времени и такта не хватило, чтобы все выяснить. Он тоже был на спектакле, после которого, подошел к Саше, выразил свое восхищение их выступлением и сознался, что его проблемы – это ерунда, по сравнению с тем, что они делают в своем состоянии. До сих пор Саша дружит с этим мальчиком. Получается, что пользу от проекта и всех спектаклей получают не только сами выступающие ребята, но и зрители. Они получают хорошие уроки доброты и мужественности.
Поэтому подобный проект необходимо продолжать. Работа театра ЛИК нуждается в поддержке. Его выступления, как и вся работа, помогают стирать грань между людьми с инвалидностью и не инвалидами, формировать равно-партнерские отношения в обществе. Кроме того, участие в театре сильно влияет на развитие ребят с инвалидностью, расширяет их кругозор, формирует уважение к ним со стороны общества.