Лики ЛИКа: интервью Лилии Севастьяновой на сайте ШБС

Лики ЛИКа: наши спектакли побуждают людей пересматривать свои жизненные ценности, — интервью Лилии Севастьяновой на сайте Швейцарского Бюро по Сотрудничеству (ШБС)

Об интегрированном Театре движения ЛИК и его руководителе Лилии Севастьяновой написано много, материалы в прессе появляются практически после каждого спектакля. Мы решили не повторяться и поговорить с Лилией Севастьяновой только об одном проекте, который был осуществлён в сотрудничестве с Программой по Культуре и Искусству Швейцарского Бюро по Сотрудничеству (ШБС). Речь пойдёт о проекте «Популяризация спектаклей с участием  людей с особенностями развития в детской и молодежной среде», в ходе реализации которого было восстановлено и представлено публике пять запланированных спектаклей и поставлен один новый пластический миниспектакль с использованием текстов на французском языке. Интервью начали с самого главного вопроса, который является своеобразным «краеугольным камнем» успешного сотрудничества с ШБС.

На Ваш взгляд, насколько соответствует Ваш проект задачам Программы по Культуре и Искусству ШБС?
— Думаю, что наш проект —  «Популяризация спектаклей с участием  людей с особенностями развития в детской и молодежной среде» полностью соответствует задачам Программы по Культуре и Искусству Швейцарского Бюро по Сотрудничеству (ШБС), т.к. включает в себя самые важные составляющие искусства: художественность, духовность, социальный аспект.

— Какова реакция и отзывы Ваших партнёров по проекту?
— Наши основные партнёры — зрители,  их реакция всегда на виду, бурно выплёскивается после спектакля. И потом ещё в течение нескольких дней после каждого представления  зрители продолжают звонить и благодарить по телефону. Самое главное, это то, что если зритель попадает один раз на спектакль, то потом он обязательно возвращается на следующие представления уже с друзьями и родными. Некоторые зрители – инвалиды перенимают наш опыт, например, ребята-колясочники из ортопедического интерната, увидев выступление наших танцовщиков в колясках 7 января 2009 г. в «Дедемане», тоже начали осваивать танцы на колясках в своём интернате.   Директора специализированных лицеев и интернатов, которые привозят на наши спектакли своих учащихся, восхищаются и просят всё время приглашать их на спектакли, а также принимать их выпускников в наш театр. Жюри театрального конкурса Франкофонии, на котором мы представили один из спектаклей проекта, высоко оценило его.
Нашими партнёрами являются также и родители ребят — инвалидов, которые отмечают очевидный арт-терапевтический эффект, происходящий с их детьми. После каждого представления состав театра пополняется, что говорит об успехе самого проекта, и о том, что появляются новые партнёры.

Расскажите, пожалуйста, об участниках проекта…

— Участников проекта можно разделить на две  категории:
Первая категория —  участники спектаклей: 35 актёров и студийцев «Театра Движения Лик», из них, более 20-ти – инвалиды.
Вторая категория – зрители, около двух тысяч: семьи, учащиеся школ, спец.интернатов, члены  общественных организаций, люди с инвалидностью.

— По Вашему мнению, кто еще получил пользу от проекта?

— Уверена, что пользу получили все. В первую очередь, сами артисты с ограниченными возможностями. Ведь инвалидность – понятие больше социальное, чем медицинское, поэтому, когда исчезают препятствия, разделяющие инвалидов от остальных людей, то исчезает и ощущение себя ущербным, больным, несчастным человеком.
Многие зрители признаются, что спектакли заставили их пересмотреть жизненные ценности.
Такое искусство необходимо не только отдельным людям и группам, но и для    оздоровления общества в целом.
Нельзя ограничивать охват проекта несколькими сотнями непосредственных зрителей.  Публикации СМИ, в том числе и международных, о спектаклях увеличили эту аудиторию многократно.
Доброе сильное воздействие спектаклей с участием инвалидов особенно заметно по детям. Перед спектаклем они вваливаются в театр с шумом, дёргая друг друга, как на переменах в школе. После спектакля уходят притихшими, вдумчивыми с глубоким осмысленным взглядом.
Одна зрительница рассказала, что после спектакля её 10-летний сын сказал: мы, наверное,  для того и живём, чтобы помогать этим людям.

Многие взрослые видят в этих спектаклях именно возможность эстетическо-нравственного воспитания своих детей. Также и многие молодые люди, потерявшие вкус к жизни, перед началом спектакля разваливаются в кресле, чуть ли ни ноги положив на переднее сиденье, а потом сами не замечают, как действие втягивает их и побуждает переосмыслить отношение к жизни и к людям.

— Каков возрастной состав участников и зрителей?
— Возрастной состав весьма разнообразный: так, возраст участников спектаклей — от семи до сорока трёх лет, зрителей — от пяти лет и старше.  Так же разнообразен и национальный состав участников и зрителей проекта (узбеки, русские, татары, корейцы, казахи, украинцы, евреи, метисы).

— Использовались ли в Вашем проекте идеи самих участников?
— В основе всей нашей творческой деятельности лежат не придумки, идеи и фантазии постановщика, а как раз те жесты, движения, драматургические повороты, которые рождаются у наших актёров в процессе импровизации. Поэтому можно с полным правом сказать, что все наши ребята, в большой мере тоже авторы спектаклей.  Они понимают и ценят это, поэтому и относиться к творческой деятельности с большой ответственностью.

— Есть ли обратная связь от главных адресатов Вашего проекта?
— Обратная связь – это реакция и отзывы зрителей. Зрителей всегда много, мест не хватает даже в больших залах.

— Как Вы считаете, достигнуты ли цели проекта?
— Считаю, что все цели проекта были достигнуты. Было восстановлено и представлено публике пять запланированных спектаклей и поставлен один новый пластический миниспектакль с использованием текстов на французском языке.

Спектакли были представлены на лучших сценах столичных театров, что привлекло к ним большое число зрителей – около двух тысяч человек. Сами спектакли и публикации о них в СМИ помогают постепенно изменить отношение
общества к инвалидам, стереть  границы, которые существуют между людьми с инвалидностью и без, сблизить их посредством искусства.
Жизнь инвалидов стала более активной, наполненной творчеством, созиданием.
Профессиональным актёрам, работающим в основном на общественных началах с нашими инвалидами, в процессе реализации проекта была оказана финансовая поддержка.

— Удалось ли участникам проекта установить новые контакты, в том числе с представителями других стран?
— За последние три года наш театр участвовал в четырёх международных фестивалях, в двух из этих случаев – во Франции и России (Москва) представлял спектакль «Азимут», поставленный, благодаря поддержке именно Программы по Культуре и Искусству ШБС. Отмечу, что проекту было посвящено множество публикаций в национальных и зарубежных СМИ. Установлены новые прямые контакты с коллегами по интегрированному танцу в США при поддержке Посольства США и новый проект, осуществлённый при поддержке Посольства Италии.

— В ходе реализации проекта удалось ли представить информацию о различных культурных группах?

— «Театр движения Лик» объединяет различные культурные группы  — это профессиональные актёры, молодые люди с физической и умственной инвалидностью и их здоровые сверстники.

— На Ваш взгляд, как участие в проекте повлияло на профессиональные навыки его участников? Получили ли участники проекта и зрители представление о современных  направлениях в искусстве? О традиционных направлениях национального искусства и культурном разнообразии?

— Одной из главных целей наших проектов с инвалидами является их подготовка к профессиональной деятельности в театре. И, разумеется, такой опыт, как выступление на лучших сценах Ташкента и за рубежом – трудно переоценить.
В основе нашей работы лежит современная хореография, вернее сказать современный подход к танцу, опирающийся не на готовые формы и сценические штампы, а на спонтанное рождение движения в процессе импровизации. В тоже время в каждом спектакле обязательно присутствует в стилизованном виде этнический материал. А  спектакль «Азимут» весь вдохновлён национальной культурой Узбекистана. Многие зрители говорят, что спектакль вызывает большую любовь к узбекской земле, традициям, культуре.
Ещё один важный момент — вся наша система создания спектаклей и подготовки актёров является инновационной.

— Как Вы думаете, получили участники проекта представление о социальной ответственности?
— Думаю, да. Необходимо добавить, что многие состоятельные люди после просмотра наших спектаклей начинают заниматься   благотворительностью в отношении, как наших актёров, так и вообще.


Должен ли проект, по Вашему мнению, иметь продолжение?

— Уверена, что необходимость продолжения этого проекта ни у кого не вызывает сомнений. Очевидно, что такие проекты помогают созданию без барьерного, а, значит, демократического общества. В них нуждаются, как  сами инвалиды, так и всё общество. А значит, необходимо, проводить такую программу на долгосрочной основе.

— Может ли данный проект оказать влияние на ситуацию в других странах?
— Конечно, может. Мы находимся в постоянном контакте с зарубежными коллегами, которые очень интересуются нашей работой. Приведу только одну фразу из отзыва врача психиатрического госпиталя «Сезам» во Франции после занятий, которые мы там провели с их очень сложными пациентами: «Благодарю Вас именно за качество работы, которое так редко встречается в наше время».