Милосердие — нравственный долг

ИМПРОВИЗАЦИИ НА ТЕМЫ ЖИЗНИ

Существуют люди, для которых милосердие, безвозмездная помощь другим — это внутренняя необходимость, дело всей жизни. Пожалуй, именно они облагораживают этот мир и делают его добрее. Из их числа и Лилия Севастьянова, руководитель уникального интегрированного Театра движения «ЛИК», в котором вместе с профессиональными актерами и юными студийцами вот уже шесть лет занимаются и создают спектакли люди с ограниченными возможностями.

Деятельность театра, которым руководит Лилия Павловна, всегда была инновационной и исследовательской. Коллектив участвовал во многих международных фестивалях, поставил десятки новаторских спектаклей. В течение всех лет в нем шел поиск живого сценического языка, основанного на импровизации. Именно на ней базируется работа с людьми с особенностями развитая, которая началась в театре в 2002 году. В последние годы в коллектив органично влились и продолжают приходить все новые и новые участники с разными формами инвалидности.

— У всех наших ребят очень богатый внутренний мир, — говорит Лилия Севастьянова — Они одаренные и интересные люди. Импровизация позволяет им высказаться через движение и жесты, найти художественное выражение своим чувствам, мыслям, устремлениям.

Уже в новом интегрированном качестве и составе театр получает все большее признание как у нас в республике, так и за рубежом. В прошлом году коллектив стал лауреатом Всероссийского фестиваля особых театров в Москве, имеет приглашение на другие аналогичные зарубежные форумы. Казалось, сама жизнь вела Лилию Павловну к тому переломному моменту, когда она поняла, что работать с инвалидами — ее призвание. В 1996 году во Франции она проводила занятия по танцевальной импровизации. Среди ее здоровых стажеров оказалась девушка Йоэль, которая передвигалась на костылях.

— Я попыталась показать душевные переживания девушки. После нескольких репетиций Йоэль могла исполнить сольную партию в финале спектакля, где она стала подниматься, руки потянулись вверх, костыли оторвались от земли и уже казались не костылями, а крыльями. Девушка летела, а вместе с ней «летели» и зрители. Это был полет души каждого, и тогда стало понятно, что это нужно продолжать, — вспоминает Лилия Павловна.

В 2000 году Ташкентский клуб реабилитации и интеграции детей-инвалидов пригласил ее заниматься с группой детей.

— Первоначальной целью было помочь детям-инвалидам разработать тело с помощью различных тренингов, игровых, образных упражнений. Но постепенно стали рождаться хореографические композиции, причем они исходили не столько от меня, сколько от ребят. Например, одной девушке захотелось движениями передать свою любовь к весне. Так родился волнующий танец. Парень, который передвигается в коляске, услышав музыку танго, так выразительно протянул руку девушке, тоже «колясочнице», как бы приглашая ее на танец, что этот красноречивый жест подтолкнул меня создать большую хореографическую композицию, в которой впервые приняли участие и профессиональные артисты Театра движения.

Постановкой этого танца в 2003 году и началась серьезная совместная работа актеров, юных студийцев и людей с инвалидностью. С тех пор созданы спектакли «Мне снится, что я хожу», «Праздник радуги»,«Белые чайки над синим озером», «Импровизации на темы жизни» и другие.

— Разумеется, одна я ничего не смогла бы сделать,- продолжает рассказ Лилия Павловна. — Главные мои помощники — актеры и педагоги студии театра: Ольга Останина, Виктория Гордиенко, Антон Авруцкий, Евгения Земцова — энтузиасты, которые все свои силы и время, остающееся от основной работы, посвящают нашему театру. Много у нас и совсем молодых ребят — старшеклассников и студентов, которые после учебы приходят в театр, чтобы заниматься вместе со своими сверстниками с особенностями развития. Удивительно, но, несмотря на то, что у театра нет рекламы, на спектаклях постоянно аншлаг.

Люди идут семьями, классами, студенческими группами. Зрители выходят из зала со слезами, спрашивают, чем можно помочь, когда следующий спектакль, чтобы привести своих друзей и близких. Отрадно, что здесь очень много молодежи, и даже совсем юные зрители прекрасно воспринимают творчество инвалидов. Главная цель театра в том, чтобы он существовал на профессиональной основе и люди с инвалидностью могли бы в нем не просто заниматься, как сейчас, а работать и зарабатывать своим трудом: одни — актерами, музыкантами, художниками, другие — администраторами, костюмерами.
— Надеемся, что деятельность Театра движения поможет кому-то поменять свое отношение к людям с ограниченными возможностями, — говорит на прощание Лилия Севастьянова. — Встречая инвалида на улице, мы замечаем в первую очередь то, что нас различает и разделяет: например, инвалидная коляска или внешние особенности. Когда же на сцене в спектакле раскрывается внутренний мир того же инвалида, то зритель вместе с ним радуется или страдает и соотносит это со своей душой, находит сходство.

Такие люди своим творчеством смягчают душу окружающих, улучшают нравственную экологию. А значит, люди с особенностями развития-ценная часть нашего общества.

Руслан КАРИМОВ