Статья Джеймса Дея, сотрудника Посольства США


Посол США Ричард Норланд и его супруга Мэри Хартнетт беседуют с танцовщицей Театра «Лик» Сашей Плотниковой

Танцевальная труппа объединяет людей с ограниченными возможностями здоровья и артистов в едином искусстве танца (01/29/2010)

Сцены из современных танцевальных спектаклей Театра движения «Лик» потрясают воображение и глубоко торгуют душу.

В одном из отрывков спектакля «Мне снится, что я хожу…» главную роль исполняет женщина с отсутствием слуха, которая на черном фоне полупустой сцены вплетает в свой танец, нежный как шепот ветра в лесу, язык жестов глухонемых. В отрывке из другого спектакля – «Белые чайки над синим озером» – показаны мать и отец, кружащие своего ребенка, которому трудно ходить, в танце, олицетворяющем красоту движения и семейную любовь.

Другой сильный по впечатлению отрывок из спектакля «Импровизации на темы жизни» начинается с того, что молодой человек пытается подняться с инвалидного кресла и взобраться по лестнице. Затем, в почти симбиотическом дуэте, другой танцовщик поднимает этого молодого человека в полете.

Это только некоторые отрывки из спектаклей Театра движения «Лик», в которых соединены движения натренированных танцовщиков и танцовщиков с ограниченными умственными и физическими возможностями. В начале представления зрители могут увидеть две различные группы танцовщиков: актеров и людей с ограниченными возможностями здоровья. Однако, к концу представления, они уже не видят различий – это одна группа танцовщиков, одна группа людей, использующих танец, чтобы выразить свое внутреннее «Я», рассказала художественный руководитель Театра «Лик» Лилия Севастьянова.

«Я хочу донести послание, идущее из глубины моей души», – говорит хореограф Лилия Севастьянова, которая в 1982 году основала единственный в Узбекистане театр современного танца «Лик», – «Этому я и стремлюсь научить своих  учеников: передавать свои чувства посредством движений».

На протяжении многих лет Театру «Лик» оказывали поддержку частные спонсоры, артистическое сообщество, Министерство по делам культуры и спорта Республики Узбекистан и посольства некоторых государств, среди которых Франция, Италия, Швейцария и, с недавних пор, Соединенные Штаты Америки.

При поддержке посольства США в августе 2009 года Лилия Севастьянова принимала участие в двухнедельных семинарах по интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в постановку современного танца. Летний семинар по интегрированному танцу «Axis Dance Company», под руководством Джудит Смит, проходивший в Окленде, штат Калифорния, и Интенсивные летние курсы по интегрированному танцу Вашингтонского университета в Сиэтле посвящены технике, импровизации и композиции в создании современных танцев.

Программы по интегрированному танцу, проводимые «Axis Dance Company» и Вашингтонским университетом, известны в танцевальных сообществах США не только благодаря работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья, но и за изысканность постановок. «Качество исполнения танца захватывает дух», – написал в своей рецензии на группу «Axis» в газете «Сан-Франциско кроникл» искусствовед Алан Ульрих. Тот факт, что некоторые танцовщики – это люди с ограниченными возможностями здоровья, имеет второстепенное значение по сравнению со смыслом и красотой искусства, пишет Ульрих.

Участие Севастьяновой в семинарах состоялось благодаря знакомствам, которые она завела посредством программы городов-побратимов Ташкент-Сиэтл. Рич Хокинс, ее друг из делегации города-побратима Сиэтла, познакомил Севастьянову с Йоргом Кохом, директором программ по интегрированному танцу Вашингтонского университета. Кох пригласил её принять участие в семинаре и настоял на том, чтобы она участвовала также и в программе «Axis Dance Company».

По словам Севастьяновой, ей представился шанс поделиться своими идеями и узнать о том, как развиваются другие коллективы интегрированного танца.

«Я почувствовала огромную необходимость познакомиться с работой профессионалов в этой области», – рассказала она, добавив, что никогда раньше не обучалась использованию танца как формы реабилитации, – «У нас общая цель – помочь людям с ограниченными возможностями здоровья посредством искусства, помочь им адаптироваться к жизни в современном обществе».

По словам посла США Ричарда Норланда, он был глубоко тронут, когда увидел подобное искусство в действии во время выступления актеров Театра движения «Лик» 8 января этого года в Ташкенте.

«Я никогда раньше не видел совместного выступления танцовщиков и людей с ограниченными возможностями здоровья, и на меня это произвело завораживающее и чрезвычайно сильное впечатление», – сказал посол Норланд, – «Я надеюсь, что в ближайшее время мы сможем организовать поездку этой труппы в США».

Совместное творчество людей с ограниченными возможностями и танцовщиков Театра движения «Лик» берет начало с 2003 года. Со временем коллектив подошел к интегрированному танцу через свой современный, импровизационный стиль, богатый жизненный опыт и этические вопросы, рассказала Севастьянова.

Она вспоминает, что когда она была маленькой девочкой и жила в кишлаке в Ферганской области, у её подруги был дедушка, который потерял обе ноги во время Второй мировой войны. Он никогда не выходил из дома, и его редко навещали гости.

«Мы просто глядели на него украдкой, но не собирались с ним разговаривать», – рассказывает она, – «Мы не считали инвалидов нормальными людьми. Инвалиды считались изгоями, и их скрывали от людских глаз».

В 1996 году Севастьянова проводила во Франции семинар по танцевальной импровизации, тогда впервые в её коллективе появилась девушка на костылях. Севастьянова решила дать этой девушке главную роль в своей постановке.

«В нашей работе мы всегда опираемся на свое внутреннее «Я». Именно это я и хотела внушить той девушке», – говорит Лилия Севастьянова. Во время выступления девушка начала подниматься. Когда она подняла руки, из зрительного зала ее костыли показались крыльями птицы. «Душа намного больше и важнее Вашего тела… Зрители не видят Ваших физических недостатков. Они видят Ваш внутренний мир».

В 2000 году в своем интервью Севастьянова рассказала о той поездке во Францию. Руководители ташкентского Центра реабилитации и интеграции для детей с ограниченными возможностями здоровья прочитали это интервью и обратились к ней с просьбой обучить танцам некоторых детей, с которыми они работали. Благодаря этому сотрудничеству началась интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья в труппу Театра движения «Лик».

В настоящее время коллектив Театра «Лик» объединяет более 30 человек, 20 из которых – это люди в инвалидных колясках, незрячие, глухонемые и люди с другими расстройствами развития. Репетиции проходят дважды в неделю или чаще, когда труппа готовится к семи или восьми выступлениям, которые артисты дают каждый год. Танцуя, они представляют собой единое целое, не взирая на индивидуальные потребности и возможности.

«Бог наделил талантом каждого человека. Выступая, Вы делитесь этим талантом», – считает Севастьянова, – «По моему мнению, то, что мы дарим свои таланты другим и есть гармония человеческих отношений».

В спектакле «Мне снится, что я хожу…» танцовщики, среди которых и люди с ограниченными возможностями здоровья, создают потрясающие воображение сцены…