О театре
Театр Движения ЛИК (Узбекистан, Ташкент).
Художественный руководитель — Лилия Севастьянова.
Театр движения Лик – это творческо-исследовательская лаборатория. Инновационная методика танцевальной импровизации, выработанная в театре, позволяет «высказаться» на языке движения любому человеку, независимо от его физических и ментальных возможностей. А духовная устремленность — главный вектор творчества коллектива, помогает актерам собирать мысли, чувства и тело в единое целое, в результате чего рождаются гармоничные и «говорящие» жесты, движения, мизансцены. Театр движения Лик» имеет большой репертуар и является победителем многих международных фестивалей.
История:
Театр основан в 1982 году, как ансамбль современной хореографии, с 2003 г. является интегрированной компанией, т.е. объединяет детей и молодых людей с инвалидностью, их обычных сверстников и профессиональных актёров. Искусство танца ассоциируется, прежде всего, с красивым и здоровым телом. Оно и обусловлено наличием такого тела. Так получилось, что в «Театре движения Лик» отношения с танцем складывались на другой основе.
С самого начала театр интересовал философский и психологический подход к искусству, шёл поиск внутренних импульсов для движения. Как, отчего происходит рождение жеста? Именно рождение, а не придумывание. Постепенно пришли к импровизации. Мало было понять законы импровизации, войти в неё практически. Главным, оказалось — направить эти поиски в такое духовное русло, где они не свелись бы к пустым блужданиям тела, а наполнялись важными смыслами и красотой.
Начиная с 1992 года все спектакли создаются на основе импровизации.
В 90-е и начале 2000-х гг. были поставлены спектакли: «Один вечер», «Белый блюз», «Грех молчания», «Тайна», «Вокзал», «Прошение», «Рождение», «Встреча», «Азимут» и другие, с которыми театр участвовал в международных проектах и фестивалях в Узбекистане, России, Франции, Англии, Казахстане… Также, совместно с французскими коллегами было организовано несколько проектов в Узбекистане и в разных регионах Франции.
Именно многолетний опыт в области импровизации позволил театру начать работу с инвалидами. Первый шаг на этом пути был сделан в 1996 г. во Франции, где Лилия Севастьянова проводила «ателье танцевальной импровизации». Среди стажёров оказалась девушка-инвалид, передвигавшаяся на костылях. Её участие в итоговом спектакле поразило всех зрителей, а для Лилии явилось подтверждением того, что в настоящем глубоком театре зритель «видит» актёра на уровне души, как бы «сквозь тело». А это значит…, что даже в танцевальном спектакле может участвовать человек с несовершенным телосложением. Положительный опыт во Франции вдохновил продолжить поиски в Ташкенте. В 2000 г. Лилия начала проводить занятия для ребят с особенностями развития в КРИДИ (Клуб реабилитации и интеграции детей инвалидов). Постепенно профессиональные актеры «Театра движения Лик» стали поддерживать своего руководителя в этом деле. С тех пор в интегрированном составе созданы спектакли:¬ «Мне снится, что я хожу…», «Праздник радуги», «Импровизации на темы жизни», «Белые чайки над синим озером», «Отражения», «Мои друзья» (на французском языке), «Присутствие», «Из глубины воззвах к Тебе…», «Невыдуманные портреты», «Предстояние», «Образ Твой…» и другие.
Названия и темы всех спектаклей не придуманы, а взяты из реальной жизни. Хореография тоже не сочиняется, а рождается в процессе танцевальной импровизации, когда внутреннее единение и взаимодействие таких разных актеров находят воплощение в «говорящих» жестах и движениях. В процессе репетиций выявляется столько жизненных сюжетов и ситуаций, что нет необходимости заимствовать драматургию, она также возникает на основе живой работы. Как, например, история Валеры — молодого человека с тяжелой формой ДЦП. В первых наших спектаклях он участвовал, танцуя в инвалидной коляске. Затем, на одной из репетиций «Импровизаций на темы жизни», Валера, неожиданно для всех встал, держась за перекладину, и с тех пор танцует на своих ногах при деликатной поддержке танцовщиков.
Также поразительны истории и многих других ребят, в том числе, и с ментальной инвалидностью, во время импровизации, которых, часто рождается красивый осмысленный танец.
В настоящее время коллектив объединяет около 40 человек, 25 из них — молодые люди с физической, умственной и психической инвалидностью: «колясочники», незрячие, неслышащие, ребята с ДЦП, с олигофренией, синдромом Дауна, миопатией Дюшена и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата. Интересно отметить, что на первые спектакли с участием инвалидов, поставленные в 2003 — 2005 гг. было очень трудно привлечь зрителей. Люди не были готовы соединить такие понятия, как «искусство» и «инвалиды». Сейчас «Театр Движения Лик» — важная, неотъемлемая часть культурной жизни Ташкента. Спектакли проходят на лучших сценах столицы при полном аншлаге, даже если это — огромные залы Русского драматического театра или Большого Театра оперы и балета им. А. Навои. Всё это подтверждает то, что «особый» театр близок, по сути, к подлинному искусству, т.к. имеет в своей основе реальное преодоление, внутреннее стремление к совершенству и благотворное воздействие на зрителя.
Участие в фестивалях последних лет: